Расстройство сна может принимать и куда менее безобидные формы. Так, некоторые мужчины во сне пытаются заняться сексом. Как рассказывает корреспондент Би-би-си Салли Абрамс, один из них попал из-за этой особенности организма в серьезную неприятность, пишет health.mail.ru.

Сара встретила Тома в гостях у общих друзей, и между ними мгновенно проскочила искра. Ее подкупили его открытость, умение вести разговор и тонкое чувство юмора, которое напоминало ей о ее брате. Они начали встречаться, вместе ужинали, ходили в кино или подолгу гуляли. Иногда Сара оставалась у Тома на ночь, иногда он спал у нее. Они только присматривались друг к другу, когда произошел странный случай, из-за которого Саре стало немного не по себе.

Ночью Сара проснулась от того, что Том энергично пытался заняться с ней сексом в довольно грубой форме. Поскольку они были знакомы недавно, ей было неловко об этом заговорить, и она спустила все на тормозах.

“Кажется, я подумала тогда, что он просто решил немного подурачиться, так что я просто решила не придавать этому большого значения и ничего ему не сказала. Думаю, что так же происходило и прошлом”, — вспоминает девушка. Она и думать забыла о ночном эпизоде, но через несколько месяцев все повторилось. Вернувшись домой после вечеринки, где они оба изрядно выпили, Сара и Том сразу пошли спать.

Девушку пробудило от глубокого сна то, что он пытался заняться с ней сексом прямо через ее нижнее белье. Саре было больно и неприятно. Утром она заявила, что с нее довольно подобных экспромтов и она хочет прекратить отношения. Реакция Тома ее поразила: он понятия не имел, о чем говорит Сара.

“Он совершенно не понимал, о чем я пытаюсь ему сказать, и не хотел даже слышать, — вспоминает она. — А я была в ярости от того, что можно разбудить среди ночи подобным образом, а наутро заявить, что ты ничего не помнишь”. Том настаивал, что не помнит ничего из того, что было ночью. Ее рассказ глубоко потряс его, и он испытывал чувство вины за то, что причинил ей боль.

Она не знала, что и подумать: то, как он пытался ей овладеть той ночью, и правда резко отличалось от его обычной манеры — нежной, заботливой и чувственной. Но Сара также помнила и то, что он рассказал ей еще в самом начале их знакомства: много лет назад он был обвинен в изнасиловании своей бывшей подруги Карен и осужден на семь лет тюрьмы. Сара стала вспоминать детали той истории и сопоставлять факты.

Он пришел проведать их общего с Карен ребенка. Они выпили, посмотрели фильм и легли спать в одной постели. Через 45 минут его разбудили вопли Карен: “Что ты делаешь? Ты не в себе! Ты никогда таким не был, я не узнаю тебя”. Том был настолько сконфужен и шокирован ее реакцией, что схватил свои вещи в охапку и стремглав вылетел из квартиры. О том, что произошло, пока он спал, у него не осталось никаких воспоминаний. Зато Сара вспомнила, что Тому присущи и другие странности. Например, однажды он посреди ночи надел на себя одни лишь брюки и заявил, что уходит. Наутро он также не мог ничего вспомнить.

Сексомния

Сара уговорила Тома сходить к врачу, который направил его на клиническое обследование. Ему предстояло провести ночь в больнице с прикрепленными к голове датчиками. Результат оказался неожиданным и должен был отразиться на всей дальнейшей жизни Тома: выяснилось, что он одновременно глубоко спит и бодрствует. Вкупе с рассказами Сары это позволило врачам диагностировать у него редкое расстройство, известное как сексомния.

“Если посмотреть на его энцефалограмму, то можно заметить на протяжении коротких периодов длинные плавные волны, характерные для фазы глубокого сна, на которые накладываются быстрые ритмы, указывающие на то, что он в то же самое время бодрствует”, — объясняет доктор Гай Лешзинер, невролог, занимавшийся случаем Тома.

Это одна из форм лунатизма, объясняет профессор Мейр Кригер из Йельского университета.

Суть расстройства в том, что ответственная за память, принятие решений и рациональное мышление часть мозга спит. А участки, ответственные за зрение, движение и эмоции, бодрствуют. Так что человек может говорить, ходить, готовить еду и даже заниматься сексом, не отдавая себе в этом отчета.

Сексомния связана не только с лунатизмом, но и с ночным ужасом — когда люди испытывают приступы, схожие с ночными кошмарами, не находясь при этом в фазе сновидений. Все эти расстройства носят общее название “парасомния” и обычно проявляют себя в начале ночи, во время очень глубокого сна, говорит профессор Кригер.

Смягчающие обстоятельства

Поможет ли диагноз снять с Тома обвинения в изнасиловании? Пока неизвестно, но он на это надеется: все эти годы он считал, что осужден незаслуженно.

“Без электродов, подключенных к его голове в тот вечер, когда произошло изнасилование, невозможно говорить с уверенностью, было ли это результатом расстройства сна у Тома, — рассуждает доктор Лешзинер. — Он ведь был признан виновным коллегией присяжных”.

Однако надежда все же есть. В последние годы были случаи, когда по делам, в которых упоминались расстройства сна, в том числе и сексомния, выносились оправдательные приговоры, хотя в других обстоятельствах обвиняемым грозили бы серьезные тюремные сроки. С точки зрения права важно установить, имел ли подсудимый умысел на совершение преступления или же действовал на автомате, не осознавая своих действий.

“Например, был известный случай в Торонто: мужчина сел за руль, проехал довольно большое расстояние, затем убил свою тещу и едва не убил тестя. Присяжные постановили, что преступление было совершено в состоянии сомнамбулизма, и, следовательно, подсудимый невиновен”, — рассказывает Мейр Кригер из Йельского университета. “Похожая история произошла в Аризоне несколько лет назад: мужчина убил собственную жену. Подсудимый также утверждал, что действовал во сне, однако все равно был признан виновным”, — добавляет ученый.

Как справиться?

Парадокс в том, что сказать наверняка, спали ли все эти люди во время преступлений или бодрствовали, нельзя, ведь ни у кого из них не снимали энцефалограмму в момент преступления, говорит почетный профессор нейропсихиатрии Королевского колледжа Лондона Майк Коплман. Поэтому суд идет от обратного: пытается найти свидетельства того, что подсудимый действовал осознанно и продуманно или что он помнит о случившемся, что исключает автоматизм действий. Если таких доказательств нет, но есть подтверждение, что он страдает от расстройства сна, он может быть признан невиновным.

Сара рассказывает, что поставленный Тому диагноз произвел на него сильнейший эффект, поскольку он всегда был уверен, что обвинение в изнасиловании против него было ложным. “Непросто примириться с мыслью о том, что ты можешь совершать какие-то действия, которые не оставляют никакого следа в твоей памяти, а также справляться с неизбежным чувством вины из-за этого. Он ведь даже понятия не имел, что сделал что-то не то в ту ночь. Он просто ничего не помнил наутро”, — говорит Сара.

К сожалению, никакого волшебного средства, которое помогло бы справиться с этим недугом, не существует. Однако есть способы предотвратить приступы. Например, в случае с сексомнией рекомендуется спать в одежде, чтобы избежать соприкосновения с кожей другого человека. Триггерами также могут стать стресс, алкоголь и сон в непривычной обстановке.

Том говорит, что старается избегать всего этого и видит позитивные изменения: раньше приступы случались у него раз в несколько месяцев, теперь — раз в несколько лет. “Я могу теперь уверенно заявить, что проявления сексомнии теперь под надежным контролем. А за последние два или три года их вообще не случалось”, — говорит он.

Поделиться
Комментарии