На экране он невероятно обаятельный мужчина с непокорной шевелюрой. Однако за кадром, ему, мягко выражаясь, требуется слишком много личного пространства, пишет bbc.com.

Он ненавидит свою славу. Он ненавидит свою актерскую профессию. В разговорах с друзьями его бывшая девушка Элизабет Херли называла его не иначе как “Грумпельштильцхен” (сочетание слов “grumpy” (“ворчливый”) и “Румпельштильцхен“ — имени злого карлика из сказки братьев Гримм — Прим. переводчика).

Все знают о том, что у Хью Гранта скверный характер, что с ним непросто работать. Но может, именно его мрачная натура сделала его успешным?
Современное общество помешано на сохранении позитивного настроя. Культурные тенденции превратили нашу жизнь в бесконечную погоню за счастьем. Люди скупают множество книг на эту тему, посещают мастер-классы по самосовершенствованию и публикуют в интернете множество вдохновляющих цитат.

Сегодня можно нанять эксперта по счастью, изучить различные ментальные практики или найти внутреннее удовлетворение при помощи мобильного приложения.

В настоящий момент более миллиона военнослужащих США проходят курсы позитивной психологии, а в школах Великобритании учат оптимизму.
Более того, наряду с ВВП, благополучие граждан теперь измеряется “индексом счастья”.

Правда заключается в том, что в ожидании худшего есть явные преимущества. Пессимисты могут иметь больший успех в переговорах и быть более дальновидными в принятии решений. Кроме того, они реже страдают от сердечных приступов.

У циников, как правило, более стабильный брак, более высокая зарплата и более долгая жизнь — хотя, конечно же, они ожидают совершенно противоположного.

А вот с хорошим настроением связан значительный риск: оно снижает мотивацию, приглушает внимание к деталям и делает человека одновременно доверчивым и эгоистичным.

Также известно, что оптимисты более склонны к злоупотреблению алкоголем, перееданию и небезопасному сексу.

Так почему же так происходит? Дело в том, что все наши чувства имеют конкретное предназначение.

Гнев, грусть и пессимизм — это не продукт божественной жестокости или банального невезения. Эти черты развились для того, чтобы выполнять полезные функции и помогать нам выжить.

Возьмем, например, гнев. Так, например, Ньютон был чрезвычайно обидчив и злопамятен, а Бетховен часто устраивал скандалы, иногда с драками.
Создается впечатление, что гениальность зачастую ассоциируется со вспыльчивым характером. Множество примеров тому можно найти в Кремниевой долине.

Основатель компании Amazon Джефф Безос известен своими вспышками гнева и оскорбительными высказываниями вроде “Прошу прощения, принял ли я сегодня таблетки от глупости”? Однако это не помешало ему создать компанию стоимостью 300 миллиардов долларов.

В течение многих лет эта взаимосвязь оставалась загадкой, пока в 2009 году Маттийс Баас из Университета Амстердама не решил исследовать этот вопрос.

Он набрал группу из студентов-добровольцев и поставил перед собой цель разозлить их во имя науки. Половину из них он попросил вспомнить что-нибудь раздражающее и написать об этом эссе.

“Это немного их разозлило, хотя до настоящих приступов гнева дело не дошло”, — говорит он. Второй же группе предстояло погрустить.

Гнев действительно подготавливает организм к мобилизации ресурсов
Затем обе группы приняли участие в игре, призванной проверить творческие способности участников. За 16 минут они должны были придумать как можно больше способов улучшения обучения на факультете психологии.

Как Баас и ожидал, у разозлившихся студентов возникло больше идей, и это было только начало.

Предложенные ими способы были также более оригинальными, и их совпадение с предложениями других участников составило менее 1%.

Крайне важно, что разозленные добровольцы смогли хорошо проявить себя в моменты “спонтанного новаторства”, или так называемого неструктурированного мышления.

Представьте, что вас попросили придумать несколько способов использования кирпича. Тот, кто мыслит последовательно, назовет десять различных видов зданий, в то время как менее структурированный подход позволит найти для кирпича совершенно новое применение — например, в качестве оружия.

Суть креативности заключается в том, насколько легко вы можете изменять образ мышления. В критической ситуации превращение в “безумного гения” может даже спасти вам жизнь.

“Гнев действительно подготавливает организм к мобилизации ресурсов — он сообщает вам, что вы находитесь в сложном положении, и дает силы для того, чтобы из него выбраться”, — говорит Баас.

Чтобы разобраться, как это работает, вначале нам нужно понять, что происходит в нашем мозгу.

Как и большинство эмоций, гнев возникает в мозжечковой миндалине — особой области мозга, отвечающей за обнаружение угрозы для жизни человека.

Механизм ее работы весьма эффективен: она поднимает тревогу задолго до того, как человек осознает опасность.

Чтобы вызвать злость, мозг посылает телу химические сигналы. Организм переполняет адреналин, и в течение нескольких минут человек чувствует невероятный прилив энергии.

У него учащаются дыхание и пульс, а давление зашкаливает. Кровь приливает к конечностям и к лицу, из-за чего оно становится красным, а на лбу вздуваются вены. Именно так выглядит раздраженный человек.

Считается, что эта физиологическая реакция развилась преимущественно для подготовки организма к физической агрессии, однако у нее есть и другие преимущества. Так, например, она повышает мотивацию и придает решимости.
Все эти физиологические изменения очень полезны, но только в том случае, если у вас есть возможность дать выход своему гневу, например, сразившись со львом или накричав на коллег.

Возможно, вы испортите с кем-то отношения, но зато ваше давление придет в норму. А вот если постоянно держать негативные эмоции в себе, все может быть гораздо хуже.

Идея о том, что сдерживать чувства может быть вредно для здоровья, возникла еще в древности. Греческий философ Аристотель верил в катарсис (он изобрел этот термин, которым мы пользуемся по сей день).

Он считал, что просмотр трагической пьесы позволяет человеку испытывать такие эмоции как гнев, печаль и вина, при этом контролируя их. Выплеснув эти чувства наружу, человек может освободиться от них всех сразу.

Позже его идеи перенял Зигмунд Фрейд, считавший, что катарсиса можно достичь при помощи сеансов психотерапии.

А в 2010 году группа ученых решила глубже изучить этот вопрос. Для своего исследования они набрали группу из 644 человек, страдающих от коронарной недостаточности.

Для того чтобы определить уровень гнева, а также подавленного гнева и склонности к беспокойству, ученые наблюдали за испытуемыми в течение срока от пяти до десяти лет.

За это время 20% из них испытали серьезный сердечный приступ, а 9% умерли. Вначале казалось, что и гнев, и подавленный гнев увеличивали вероятность сердечного приступа.

Однако, учтя другие факторы, исследователи поняли, что гнев на это не влияет, в то время как его подавление почти в три раза увеличивало вероятность острой сердечной недостаточности.

Причины этого до сих пор неизвестны, однако другие исследования показали, что подавление гнева может привести к хроническому повышению кровяного давления.

Кроме того, не все преимущества свободного выражения эмоций связаны со здоровьем. Например, они могут помочь при переговорах.

Поводом для агрессии может послужить то, что кто-то недостаточно высоко ценит ваши интересы. Чтобы этот человек увидел свою ошибку, необходимо показать ему, что вы можете нанести ему физический ущерб, либо лишить его каких-либо преимуществ — благосклонности, дружбы или денег.
Эту теорию подтверждает выражение нашего лица, когда мы злимся.

Исследования показывают, что оно вовсе не случайно, а специально направлено на преувеличение нашей физической силы в глазах оппонента.
Если все сделать правильно, агрессия может помочь вам добиться своего и повысить свой статус — этот способ вести переговоры известен испокон веков.

Более того, ученые все чаще обнаруживают, что ворчливость может благотворно влиять на различные социальные навыки, делая нас более красноречивыми и убедительными, а также улучшая память.

“Плохое настроение указывает на то, что мы находимся в новой и непростой ситуации, и требует от нас быть внимательнее, вдумчивее и наблюдательнее”, — говорит Джозеф Форгас, ученый, около сорока лет изучающий влияние эмоций на поведение человека.

Кроме того, исследования показали, что человек, будучи слегка расстроен, лучше воспринимает социальные сигналы.

Любопытен тот факт, что в подобном настроении люди также склонны к более (а не менее) справедливым поступкам по отношению к другим.

Жестко, но справедливо

Счастье часто связывают с благодетельностью, однако на практике это не так. Ученые провели эксперимент, заставив нескольких добровольцев почувствовать отвращение, грусть, гнев, страх, счастье, удивление или нейтральные эмоции, а затем сыграть в игру “Ультиматум”.

По правилам этой игры, первому игроку дают определенную сумму денег и спрашивают, как бы он поделил ее между собой и другим игроком. Затем второй игрок решает, принимать ему предложенную сумму или нет.

Если они придут к соглашению, деньги делятся так, как предложил первый игрок. Если нет, никто из них не получает ничего.

Эта игра часто используется для проверки чувства справедливости: она показывает, готов ли человек делить блага поровну или печется только о собственной выгоде.

Интересен тот факт, что все негативные эмоции обостряют чувство справедливости и потребность в равенстве.

Однако если поменять правила, оказывается, что дело не просто в зависти или обиде.

Существует также игра “Диктатор” с теми же правилами, но с одним исключением: от второго участника вообще ничего не зависит, и он просто получает то, что ему дает первый.

Оказалось, что счастливые участники чаще оставляли себе более крупную сумму приза, в то время как печальные были намного более щедрыми.
“Слегка расстроенный человек обращает больше внимания на социальные нормы и ожидания, и поэтому он справедливее относится к другим”, — говорит Форгас.

Поделиться
Комментарии