Единственный надежный способ обезопасить ребенка от влияния Интернета — перекрыть ему доступ туда.

Чтобы он искал опасностей в реальном мире! А если серьезно, то ребенку старше 10 лет объяснять технику безопасности в Сети уже бесполезно: он в этой системе родился и вырос, для него язык сетевого общения — родной, а вы его учили уже во взрослом возрасте (и не всегда прилежно). Можно установить программы родительского контроля — но, скорее всего, и об их существовании ребенок будет знать (и большая вероятность, что найдет способы их обойти). Когда вы начнете обдумывать подростковую систему безопасности “ВКонтакте”, “Фейсбуке” и “Инстаграме”, вас ждет много удивительных открытий. Например:

Ребенок и ваше мнение

Даже если вы системный администратор, известный блогер или начальник службы безопасности в крупном банке (то есть у детей нет оснований усомниться в вашей компетентности), вы все равно можете внезапно обнаружить, что вас не слушают. Еще в прошлом году слушали и слушались, а теперь сменили пароли и заткнули уши! “И не важно, говорите вы о сексе, друзьях, алкоголе, наркотиках или соцсетях, — уточняет Марина Слинькова. — Если между родителями и детьми нет доверия, то ребенок вас буквально не слышит, выключается.

Недоверие к родителям возникает не только там, где ребенка недолюбливали и игнорировали. Часто — именно там, где ребенка так оберегали от опасностей, что его собственные потребности и желания просто не учитывали.

В подростковом возрасте природа подталкивает растущие организмы к независимости и самостоятельности. А для этого необходимо временно оглохнуть и не слышать родителей. Или слышать, но поступать наоборот”. Чем настойчивей ваши попытки вторжения в определенную сферу детской жизни (в нашем случае — в его сетевое общение), тем сильнее сопротивление. У ребенка уже есть свое мнение (даже если оно на самом деле не свое, а навязано сетевым “троллем”) — и оно тем ценнее, чем меньше совпадает с вашим. Поэтому весь инструктаж должен выдаваться дозированно и ненавязчиво. Например, так:

Вы описываете ту опасность, которую хотите обсудить

Например, неподходящий по возрасту и содержанию контент, подначивание от сверстников, пропаганда жестокости, мошенничество (выманивание денег, личных данных), угрозы или сетевая травля, или поведение самого ребенка, которое вы заметили (например, ненормативная лексика, размещение неподходящих фотографий на личной странице). Информативная часть — не более 15 минут: только суть, без отступлений.

Приглашаете подростка подумать, как этого избежать или что делать, если такое произошло
“Ты представляешь, как выкрутиться из этой ситуации?” Как правило, дети помнят основные правила безопасности — что не стоит делиться в Сети личной информацией, нажимать на непонятные ссылки и т. д. Но им часто кажется, что их подобное точно не коснется.

Важно молчать и слушать все, что он скажет

Даже если вам кажется, что ребенок несет полную чушь, не перебивайте. Но, вполне возможно, вы удивитесь, насколько он осведомленнее вас. Так, когда взрослые только начали обсуждать “Синих китов” и “группы смерти”, у подростков они уже просто стали неактуальны.

Спросите, хочет ли он услышать ваш вариант решения проблемы

Если нет, смиритесь! Вы обязательно вернетесь к этой теме позже (скорее всего, ребенок сам это сделает), но навязывание и спешка вызовут лишь сопротивление. Если ваш опыт отношений с ребенком подсказывает, что контроль необходим, то скрывать ваше намерение бессмысленно

Если вашу версию услышали — переходите к обсуждению

Почему поступать именно так лучше, чем иначе? Какие последствия может вызвать размещение на “стене” легкомысленных фотографий? Что чувствует человек, которого высмеивают или обзывают другие пользователи?

Сообщите ребенку, что очень волнуетесь

Именно вы волнуетесь, а не он глупый и бестолковый. И поэтому не будет ли он так добр держать вас более или менее в курсе своих новых сетевых знакомств или трендов.

“Если ваш опыт отношений с ребенком подсказывает, что контроль необходим, то скрывать намерение бессмысленно, — предупреждает Марина Слинькова. — Скажите об этом ребенку и обоснуйте свою позицию. Чем старше подросток, тем больше родитель должен ему доверять. Но доверие — это не подарок навсегда. Область доверия может изменяться: почему, когда и в чем это будет выражаться — это вам с ребенком придется обсудить. Хуже будет, если вы скажете, что не контролируете его сетевые контакты, а затем обнаружится, что это не так”.

Ребенок и его страницы

Речь даже не о том, что любой подросток способен завести хотя бы один “левый” аккаунт специально для успокоения маминых нервов. О, если вы считаете, что все подростки толпятся исключительно “ВКонтакте”, то не обольщайтесь. И даже по поводу остальных соцсетей тоже.

Юлия Верклова: “Во втором классе мой сын, как и все его одноклассники, писал исследовательскую работу. Работа называлась “Майнкрафт как социальная сеть”. Вы можете приглашать к себе своих друзей из реальной жизни, можете приманивать людей, как “ВКонтакте” — на какую-то тему. Если вас интересует только игра, вы выберете сервер с конкретным игровым заданием: “Строим город”, “Выживание”. Но иногда люди решают за счет игры свои проблемы в реале: “Ищу друга”, “Ищу девушку”, “Хочу говорить по‑испански”, — так было написано в 10-страничном труде 8-летнего мальчика. Взрослые дяденьки в жюри его не одобрили и спросили: “А это не мешает твоему общению в реальной жизни?” — “Наоборот, — бесхитростно ответил малыш. — Я подхожу на площадке к кому-нибудь и спрашиваю: “Ты играешь в “Майнкрафт”?” А почти все играют. И значит, нам есть о чем поговорить”.

Грамоты ему не дали, но я потом выяснила, что на самом деле общаться надо не через сам “Майнкрафт”, а через специальное приложение, которое скачивается на телефон и не отслеживается программами родительского контроля.

Когда этот ребенок учился в третьем классе, он позвал меня играть в какую-то онлайн-игру про принцесс и драконов. У моего персонажа была тонкая талия и длинные рыжие волосы, а звали меня Береника. Мой ребенок был лучником и ходил в кожаных доспехах. Он быстро усвистел от меня на 93-й уровень, я болталась где-то в районе 16-го — и ко мне стали клеиться такие же лузеры. Они признавались мне в любви и выясняли, где я живу, иногда мы обсуждали школьную программу по литературе и оценки…

Я со смехом пересказывала это детям, а младший серьезно спросил: “Но ты же им не стала сообщать свои реальные данные? На самом деле они могут оказаться маньяками”.

Ребенок и дружба с вами

В жизни у вас могут быть очень теплые отношения. Но “подросток для мамы” и “подросток для подростков” — это зачастую два очень разных персонажа.

“Следить в Сети” — термин многозначный. Одно дело — подписаться на обновления или подружиться в Сети с ребенком, другое — подсмотреть пароли и от имени сына или дочери отсекать нежелательных друзей. Рано или поздно вас вычислят, разоблачат и никогда не простят.

Лучше предупредите ребенка, что в случае троллинга, угроз, домогательств и прочих необычных проявлений со стороны знакомого или незнакомого собеседника он может и должен звать вас на помощь.

Просто потому, что он не должен оставаться с такой ситуацией один на один, и вы в любом случае его поддержите!

“С 11-летним ребенком вы наверняка договоритесь о дружбе, возможно, с некоторыми ограничениями (например, лайкать, но не комментировать). Но если вы вдруг решите дружить с 14-летним подростком, скорее всего будет создана альтернативная страница — специально для вас”, — предупреждает психолог. Оно, пожалуй, и к лучшему. Вы уже придумали, как реагировать, если увидите в посте у ребенка нечто дурацкое, пошлое, грубое, недопустимое в вашем кругу? Дома за матерные слова вы бы его отругали. Но вы не дома. И при попытке отругать можете быть забанены…

“Это его страничка, — напоминает психолог Марина Слинькова. — А решение знакомиться с темной стороной ребенка было вашим. Наверняка он возражал и хотел оградить вас от этой информации. Если нет сил промолчать и принять все как есть, стоит дома, “офлайн”, завести беседу о том, какие чувства и мысли у вас вызывают определенные слова и картинки на страницах ваших друзей. Возможно, это даст вашему подростку толчок к размышлениям. Но так же возможно, что он просто вас отфрендит”.

Ребенок и его популярность

Помните историю Степы Савельева? Дело было в 2014 году: 11-летний мальчик выкладывал на своей страничке “ВКонтакте” фотографии игрушечных динозавров — и никто его не лайкал. Одноклассники начали парня высмеивать…

Мама пресекла начавшийся буллинг буквально за сутки, опубликовав у себя в соцсетях просьбу к друзьям зайти на страницу к ее сыну в ВК, подписаться и поставить лайк.

Теперь-то многие родители так делают, но 4 года назад такой запрос вызвал настоящую бурю: одни призывали не поощрять “маменькиных сыночков”, другие восхищались мамой и подписывались на сына — история за сутки стала вирусной. Случай, конечно, вмешался: она попалась на глаза гендиректору Mail.ru — и потому разошлась по СМИ, попала на телевидение, и тогда к Степе в друзья стали стучаться уже настоящие знаменитости…

Сейчас Степану 15 лет, у него 12 000 подписчиков в ВК и более 5000 — в YouTube. В графе “род деятельности” он гордо пишет “блогер”. А все дело в том, что Степа знал: маме можно доверять, а мама хотела оправдать и сохранить доверие. Так что, если вы заметили, что блог или проект ребенка — не просто минутное увлечение, стоит дать понять, что при необходимости вы готовы помочь, например, с информацией по продвижению.

Ребенок и его друзья

Одна мама, стремясь стать известным блогером, подтверждает в соцсетях, не глядя, любые запросы о дружбе. Но однажды дочь пришла из школы в растрепанных чувствах: мамины наряды, макияж и поклонников обсуждает весь класс. Непонятно, как дочке реагировать: пресекать (маму же обсуждают!) или поддерживать (мама же добровольно пишет о себе).

Так что помните: дети выросли, их друзья и враги могут случайно стать вашими — поэтому не выкладывайте в Сеть слишком личную информацию, не общайтесь с теми, кого не знаете лично.

Вы же сами этому учите своих детей!

Поделиться
Комментарии