Наталия, какие люди приходят к вам на прием и мастер-классы? Всем ли действительно нужна помощь?

Психологическая помощь нужна всем. Я часто подчеркиваю, что не стоит идти, когда уже припекло — когда появилась апатия, депрессия или отношения на грани развода. В таких случаях работа требует большего времени и результат сложнее получить. Идеально, когда у каждого есть свой психолог, с которым можно пройти острый момент в жизни и затем время от времени обращаться. Но многие приходят, когда уже наступило чувство безысходности, срыв или апатия. Приходят, когда точно понимают, что сами не справятся.

В психологии как и в спорте — можно наработать определенный уровень и просто поддерживать его. Никто не может похудеть за день на 10 кг и точно так же определенные задачи невозможно решить за один день и с психологом.

Бывает, что приходят, когда уже совсем поздно? Или никогда не бывает поздно?

Да, часто приходят когда на самом деле саму ситуацию уже невозможно исправить, например, муж уже ушел к другой, а до этого были скандалы, но на этапе скандалов можно было его еще попробовать развернуть в другую сторону. Если муж ушел — тут уже работаем с состоянием жены, помогаю ей с этим справиться.

В последнее время на консультации часто стали приходить пары — это прогресс, мужчин к психологу раньше нужно было затаскивать уговорами. Многие стали понимать, что психолог — не психиатр, и обращение к нему — это не признак болезни, а наоборот прогрессивный подход к жизни.

Приходят ли к вам люди, которым, на самом деле, не психолог, а психиатр нужен? Люди часто не знают разницы, тем более — не осознают своих проблем.

Таких случаев были единицы за более чем 10 лет. Но хочу отметить, что многие психиатрические болезни помолодели в разы за последних 7 лет. Эта статистика ужасает.

Есть какая-то неправильная традиция в обществе — если болит голова или живот — выпить таблетку, но если болит душа — игнорировать это до крайнего состояния. К сожалению, очень многие люди слишком долго накапливают стресс, сейчас много тех, кто перерабатывает или живет в семье, где каждый день конфликты, или и то, и другое. Сил тратят много, а удовольствия почти нет. Это негативно воздействует на гормональную систему прежде всего, она очень связана с эмоциями, а потом происходят сбои. У кого-то проходит само собой, а кто-то теряет свое психическое здоровье навсегда. Получить психическое расстройство может каждый — это не про гены — это про способ жизни и душевного состояния.

Вы консультируете людей из разных стран — есть ли разница? В проблемах, подходах? Например, люди из Эстонии с какими проблемами чаще всего обращаются?

Я работаю с русскоязычными людьми более чем из 40 стран мира. В каждой стране есть своя специфика, но в основном всех волнует одно и то же: отношение с самим собой, семейные проблемы, самореализация. С людьми из Эстонии я работаю более 5 лет, могу отметить, что замечаю такую особенность — много стеснения в выражении эмоций, некая зажатость. Знаю несколько молодых ребят, у которых до 30 лет уже выявили сахарный диабет. Эта болезнь прежде всего возникает на нервной почве и ужас последствий, к сожалению, многие недооценивают.

А как на вас выходят люди из Эстонии — после семинаров и мастер-классов или по “сарафанному радио”?

Я вообще удивляюсь, как это все вышло. Я приехала сюда пять лет назад — просто в гости, организовали пару семинаров просто для удовольствия, и с тех пор уже очень много раз была здесь, кто-то работает по скайпу. Люди находят меня сами через интернет или знакомых, после мастер-классов тоже приходят. Сейчас многие присоединяются после просмотра видео с моими программами, я работаю в Украине экспертом-психологом на ведущих каналах страны. Мы снимаем много интересных психологических проектов, это смотрят, так как это и правда хороший продукт. Я знаю несколько программ уже официально смотрят в Эстонии, которые снимали у нас.

Что такое группа личностного роста и чем ее принципиальное отличие от мастер-класса или семинара?

Мастер-класс или семинар — это лекция для неограниченного количества людей с возможностью задать вопрос. Группа личностного роста — это глубокая работа для маленькой группы (около 10 человек), которая по силе приравнивается к 10 консультациям. Ценность группы в том, что с каждым работаем индивидуально и каждый получает достаточно много рекомендаций. Поэтому часто люди говорят — я еще перевариваю, а кто-то сам уже четко понимает, что нужно дорабатывать какой-то вопрос, например, потому что недооценивали его важность раньше.

В групповой работе много бонусов: ты видишь через других людей собственные вопросы в новом свете, ты ведешь себя в группе как в социуме и психолог делает выводы не со слов клиента (как в консультации), а с наблюдения взаимодействия с другими людьми. В этот раз мы будем работать с темой самоценности — это фундамент для любви к себе, самоуважения, эффективных отношений с противоположным полом и достижений в работе.

Приходят ли в такие группы мужчины?

Да, всегда были хотя бы двое мужчин, надеюсь, и в этот раз так будет. Если группа разнополая, работать интереснее и эффективнее.

Информацию о мастер-классе по сексуальному воспитанию детей и причинах конфликтов в отношениях можно найти ЗДЕСЬ.

Наталия Холоденко
Психолог, кандидат философских наук, тренер личностного роста.
Направления работы: семейная терапия и гармонизация личности.
Формы работы: индивидуальное консультирование (в том числе онлайн-консультирование) и групповая работа (в том числе онлайн-тренинги), мастер-классы, семинары.

Поделиться
Комментарии